Новый Год не является для Евреев днем легкомысленного веселья, а скорее торжественным днем моления. Этот день является Днем Поминовения, когда Творец вспоминает всех живых существ земли и судит их согласно их достоинствам. Но самой торжественной и внушающей благоволение мыслью в нашем сознании является в этот день наша уверенность, что Верховный Судья вселенной добр и милосерден. Он не стремится наказывать нас, а просто требует, чтобы мы следовали законам и правилам, созданным Им для нашего блага. Он превратил этот день Суда в день прощения и милосердия. Рош а-Шана не находит нас неподготовленными. В течение месяца Элула приближение Рош а-Шана ежедневно провозглашалось звуками Шофара в синагоге (за исключением суббот). В течение месяца Элула каждый еврей особенно внимательно следит за соблюдением религиозных обрядов; он уделяет больше времени молитвам; в это время в нем особенно сильно чувство милосердия и любви к ближнему, и он принимает твердое решение избавиться от всех своих плохих черт и привычек прошлого. И чудесное чувство переполняет сердце человека, который искренне раскаивается, как будто волшебная рука удалила тяжелое бремя, тяготившее его в минувшем. Это чувство, как будто жизнь начинается снова, наподобие новорожденного невинного ребенка, совесть которого совершенно чиста. Вот то чувство, с которым приходит Еврей в синагогу в первую ночь Рош а-Шана. Он чувствует себя близко к Б-гу и молитвы его идут из самой глубины его сердца.
Пожелание Принятое пожелание-поздравление в это день звучит так: «Ле-шана това у-метука тикатев ва-техатем!», что означает: «На добрый и сладкий год да будешь ты записан и [запись эта пусть будет скреплена] печатью!». Почему желают «добрый и сладкий»? Потому что не все то, что является истинным добром, воспринимается нами как сладость, приятность и комфорт. Потому-то и желаем мы друг другу, чтобы добро года была сладким.
Добрые знаки — симаним Вечером, после кидуша и до начала трапезы принято съесть кусочек яблока, обмакнутый в мед, — это знак нашей веры в то, что наше раскаяние принято Б-гом и наступающий год будет добрым и сладким. Обмакнув яблоко в мед, прежде чем съесть его, произносят благословение на яблоко и затем: «Да будет воля Твоя, чтобы дал Ты нам добрый и сладкий новый год!» — после чего плод съедают. В течение трапезы принято есть голову рыбы (дабы были мы в голове, а не в хвосте происходящего), гранат (дабы были наполнены мы исполненными заповедями, как гранат — зернышками), блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите, идиш или других языках ассоциируются с добрыми событиями. Все эти виды пищи называются «симаним».
ШОФАР После чтения Торы наступает самый торжественный момент – когда трубят в Шофар! Ваал-Токеа в своем киттле (белая одежда, символизирующая непорочность) приготовляется к тому, чтобы трубить в Шофар. На короткое мгновение наступает молчание в переполненной синагоге и каждый занят собою, так как наступил самый подходящий момент для самопознания и окончательного раскаяния. В этот момент много мыслей заполняют нашу голову о значении звуков Шофара: Это является, конечно, заповедью подобно любой другой заповеди из Торы, но с нею связано очень много важного: Начнем с того, что звуки Шофара, подобно звукам горна или барабана, пробуждающего спящих солдат и напоминающего им об их долге, взывают к нам: «Проснитесь! Проснитесь! Есть работа, которую следует сделать! Вы находились в умственной летаргии и были заняты неважными земными делами; вы пренебрегали вашими духовными потребностями! Проснитесь теперь! Дайте вашей душе тоже шанс!» Звук Шофара есть призыв к бдительности, как говорит наш пророк Амос: «Возможно ли чтобы звуки Шофара раздавались в городе, а народ не дрожал?» Звук Шофара внушает нам страх, потому что он напоминает нам о Судном Дне. Отрывистые звуки «Шеварим» и «Теруа» напоминают придушенные рыдания и стоны, пронзающие сердце; они наполняют сердце угрызениями совести за совершенные нами погрешности... «Текиа Гедола» – последний длинный звук Шофара вносит, однако, более веселую ноту, потому что он напоминает нам о Том Великом Дне, когда раздадутся звуки Великого Шофара для сбора всех изгнанников нашего Израильского народа, наподобие пастуха, собирающего стадо, и когда мы с нашим Правоверным Мессией во главе вернемся в Землю Израильскую...
Законы и обычаи Рош а-Шана – серьезный и торжественный праздник, богатый символическими обрядами. Его празднуют два дня – первого и второго числа месяца Тишрей. Оба дня Рош а-Шана считаются одним «длинным» днем, и в это время запрещена любая работа. Накануне праздника, перед заходом солнца, женщины зажигают свечи, произнося при этом следующие благословения: 1. (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бемицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Йойм Хазикоройн 2. (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Шеэхейону Вкиймону Вхигиону Лизман Хазе 1. (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Дня Воспоминания. 2. (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше существование, и Доведший нас до сего времени. (На второй день Рош а-Шана, во время чтения блааословения «Шеэхейону», желательно одеть новую одежду или положить на стол плоды, которые вы еще не пробовали в этом году). Если Рош а-Шана начинается в пятницу вечером, вместо первого благословения мы произносим: (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бемицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Шабос Вшел Йойм Хазикоройн (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Воспоминания. Важнейшая обязанность каждого еврея (и мужчин, и женщин, и детей) – слушать звучание Шофара. Этот звук символизирует коронацию Б-га как Владыки вселенной. Если первый день Рош а-Шана совпадает с субботним днем, в Шофар трубят только на второй день праздника. В первый день Рош а-Шана (если это суббота, тогда на второй день), после предвечерней молитвы, перед заходом солнца, евреи идут к берегу моря, реки или озера или к любому близлежащему водоему. Здесь, над водой, читается особая молитва Ташлих, и слова: «...не вечно гневается Он, потому что любит миловать детей своих. Он опять смилостивится над нами, изгладит беззакония наши. И сбросишь Ты в глубины моря все наши грехи...», – объясняют последующий символический жест. Закончив молитву, евреи встряхивают над водой полы одежды, как бы сбрасывая с себя прошлые грехи, чтобы следовать новой, праведной жизни.